ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОМОЩЬ
⠀
Поделюсь с вами личной, но распространённой в массах историей. В возрасте 4-х лет у меня прогрессировала экзема, в результате чего меня положили в больницу. Правила оказались таковы, что именно с этого возраста ребенок считается самостоятельным, и в палате он находится без сопровождения родителя.
⠀
На тот момент всё происходящее меня сильно пугало. Я оказалась одна в очень неуютной палате. Но тяжелее всего давалась разлука с мамой. Я нестерпимо по ней скучала.
⠀
В тоже время, не было ни единого способа переключить внимание с моего горя. Ведь дело происходило в начале 90-х, поэтому никакой речи о развлекательных девайсах не стояло. Читать, безусловно, я тогда еще не умела.
⠀
И вот разворачивается следующая картина. Мама первый раз заходит меня навестить. Я сижу плачу над тарелкой с супом. Руки перебинтованы по типу варежек, поэтому обслужить себя не могу. Увиденное, мягко говоря, ее повергает в шок.
⠀
Следящее, что я помню, это то, как она отчитывает санитарок: «Сидит голодный ребенок, никому не нужный. Вы его даже покормить не можете». После этого инцидента персонал стал ко мне намного внимательнее.
⠀
В общем, ситуация была крайне эмоционально заряженная, и она не могла пройти без последствий. Именно в тот момент мною была впитана установка, что незнакомым людям я не нужна. Другими словами, со слов авторитетного взрослого своим детским мозгом я поняла, что если мне будет плохо, то люди, которые могли бы мне помочь, пройдут мимо.
⠀
Иронично то, что мама напрямую мне никогда таких фраз не говорила. Тем не менее, мне хватило краем уха услышать подобную формулировку и поверить в нее. Дальше все мозг сделал сам.
Во-первых, на неосознанном уровне я перестала принимать всерьез, что кто-то малознакомый способен мне бескорыстно оказать поддержку. По моей логике он не должен обратить на меня внимания.
⠀
Во-вторых, поставила внутренний запрет на запрос просьб у посторонних лиц. В этом не было смысла, потому что была уверена, что никому не нужна.
⠀
В-третьих, решила, что мои проблемы могут решить только близкие. Этот принцип я заякорила после маминой взбучки, ведь своими глазами я увидела, что медработники действительно поменяли отношение. В дальнейшем этот пункт породил перекладывание ответственности.
⠀
Итак, в последующем, каждый раз, когда человек помогал мне в беде, я ломала голову над тем, чего он от меня хочет. Когда подвоха не находила, меня накрывали слёзы. Ведь получается, что всё-таки кому-то нужна? Но тогда нарушается логика и расшатывается привычное мировоззрение. Поэтому происходящее легче всего было списать на чудо.
⠀
По опыту скажу, что, когда осознанно в своей голове находишь подобные искажения, мир переворачивается с ног на голову. Это равносильно, если тридцать лет ходить с камешком в ботинке, затем достать его и получить шок, от понимания того, что все это время можно было жить по-другому, более комфортно. Часто от такого радостно и грустно одновременно. В данном случае, откопав в себе череду этих установок, я многое поняла про свое поведение.
Во-первых, важно быть нужным не кому-то чужому, а САМОМУ СЕБЕ. Представляете, в той детской истории я даже не была голодна. Мне было не до еды. Я плакала, потому что была в разлуке с мамой. В данном контексте помощь других меня бы не спасла. Но я проглотила навязанную установку, что «НУЖДАЮСЬ в ЧУЖОЙ помощи, но ее НЕ получу».
⠀
Во-вторых, когда ты НУЖЕН СЕБЕ, то ищешь способы СЕБЕ помогать через чужие руки, но НЕ перекладывать на них ответственности. Да, что-то можешь сделать сам, что-то можешь попросить у других. Но если кто-то откажет, то ты не обидишься. Ты продолжишь перебирать варианты, потому что это ТЫ себе помогаешь.
⠀
Отказ других уже не имеет значения. Главное, что ТЫ СОГЛАСИЛСЯ поддержать сам себя. Именно в этом сила, стержень, целостность. Другие люди могут предоставить ресурс, но и в праве отказать. Важно то, что ты продолжишь эти возможности искать, а не перекладывать ответ за результат на плечи ближнего.
⠀
В-третьих, о желании получить поддержку необходимо говорить. Люди не читают мысли. Они не знают кто в какой помощи сейчас нуждается. Безусловно, будут те, кто откажет. Но много и таких, кто придет на выручку. Однако, для этого им надо дать об этом знать. Не думаю, что в моей истории, если бы я попросила, то все санитарки отказались бы меня покормить.
⠀
Ну и в-четвертых, не угадать, какая случайно оброненная фраза может заложить ребенку травму или неадекватную картину мира. Как говорил мой преподаватель: «Каким бы идеальным родитель не был, у ребенка всегда к нему будут претензии. Имейте в виду, вы тоже будете плохими родителями». В общем, мамам и папам остается только быть лучшими версиями себя, а далее будь что будет.
⠀